В этой статье я попробую рассказать о биологических особенностях развития собаки от рождения до взрослости и объяснить специфику поведения щенка.
Все врожденные реакции маленькой собаки направлены на ее выживание. В первые две недели щенок еще глухой и слепой. Все, что ему доступно,- это запаховые и тактильные ощущения. Ориентировочный рефлекс в этом возрасте связан преимущественно с пищевым центром, находящимся в состоянии постоянного возбуждения и реагирующим на любое раздражение по принципу доминанты (то есть любое прикосновение, запах щенок связывает с возможностью насыщения). Оборонительный рефлекс в этом возрасте выражен еще слабо.
После двухнедельного возраста открываются глаза и уши, в арсенал восприятий щенка добавляются зрение и слух. Он уже может найти мать на большом расстоянии, поворачивает голову в сторону источника света или звука.
Примерно с трехнедельного возраста (в это время щенки диких собачьих пород впервые выходят из логова) до полутора месяцев у щенка на первое место выходит оборонительная реакция, выраженная в резко пассивной форме. Биологическое значение этого факта в том, что щенята удаляются из-под опеки матери, не имея в запасе ни достаточного физического развития, ни совершенных органов чувств, ни, тем более, жизненного опыта. Поэтому в случае опасности лучше притаиться или спрятаться. Подобную "трусость" следует иметь в виду человеку, выбирающему из помета щенка месячного возраста, и не пугать малышей "народными способами" типа швыряния ключей и т. п. Испуг от резкого незнакомого звука в данном случае - норма, а самый "смелый" щенок в помете, возможно, просто имеет дефект слуха.
Однако, проверка подобным образом двухмесячного щенка должна вызвать у подопытного скорее любопытство или почти полное отсутствие интереса. При выборе месячного щенка лучше перевернуть его на спинку: чем активнее от вырывается, стараясь принять нормальное положение и убежать, тем большей "силой духа" он будет обладать в дальнейшем.
Хотя с трехнедельного возраста щенки начинают играть друг с другом и с матерью, они вряд ли примут приглашение к игре от постороннего человека. Лучше подождать, пока через несколько минут щенки не перестанут обращать на вас внимание и понаблюдать, как они играют друг с другом, как двигаются, как едят. Главное - взять щенка толстого, подвижного, с хорошим аппетитом. А заложенные в нем качества, присущие его породе, вы должны будете развить воспитанием и дрессировкой.
Примерно с полутора месяцев, когда органы чувств щенка уже достаточно развиты, а некоторое количество готовых ответов на знакомые ситуации уже накоплено, он проявляет выраженное ориентировочно-исследовательское поведение, и его интенсивность не снижается до начала смены зубов (3-4 мес.). В это время начинают формироваться связи щенка с другими особями, как собаками, так и людьми, новым местом. Активное общение с окружением становится возможным благодаря относительной зрелости воспринимающей и двигательной систем. В общем процессе воспитания период с трех недель до 3-4 месяцев является решающим, и упущения бывает невозможно восполнить никакой, даже самой умелой, дрессировкой. Этот период присущ любому живому существу и носит название "импринтинг" (с англ. - запечатление).
Импринтинг - свойство детенышей, выраженное в запоминании истинного или приемного родителя и своей среды обитания, пищевых объектов, представителей своего вида, видовых поведенческих актов. Каждый еще со школьной скамьи помнит примеры того, как гусята, вылупившиеся из яйца, запоминали хозяина как своего родителя.
Согласно научным исследованиям, базовый объем долговременной памяти определяется именно периодом импринтинга. Щенки, содержащиеся в "тюремных" условиях, всегда вырастают более трусливыми, глупыми, чем их собратья, выращенные "на свободе". Чем богаче окружающий мир щенка, тем он здоровее и физически, и психически. Чем больше щенок общается с хозяином, тем легче он впоследствии дрессируется.
Итак, каков же в этом возрасте (1,5-4 мес.) наш питомец и что мы должны делать для его воспитания? Щенок сейчас похож на 6-9-месячного ребенка: он так же вездесущ, любопытен, приветлив и контактен, все пробует на зуб. Лучше, если кто-то будет постоянно дома для удовлетворения потребности щенка в общении. Более того, щенки, мало видевшие и общавшиеся с людьми в этом возрасте, не приобретут потребности в наличии хозяина и будут "гулять сами по себе". Постоянное общение щенка с человеком способствует развитию подсознательного взаимопонимания, когда собака угадывает намерения хозяина по малейшим жестам.
В этот период щенки очень легко обучаются навыкам, связанным с какой-либо деятельностью, если их выполнение вызывает у них положительные эмоции. К двум месяцам щенок понимает команды "гуляй", "ко мне", "место", "сидеть". Естественно, глупо требовать от щенка длительно сохранять положение в последних командах, поскольку его нервная система недостаточно созрела для этого, да и смысл такой начальной дрессировки несколько иной: просто щенок усваивает, что иногда хозяин хочет, чтобы он выполнил его команду, и что от этого послушания ему становится хорошо (его угощают, гладят).
Ближе к трем месяцам у щенка начинают созревать функциональные системы торможения. Он более способен сосредоточиться на выполнении команды, может некоторое время сохранить выдержку в положении "сидеть" или "лежать", усвоить смысл команды "фу". Но, выполняя эти нехитрые приемы, не усердствуйте, не форсируйте обучение, дабы похвастать перед знакомыми, и тем более не принуждайте щенка к послушанию силой - это приведет к нарушению ваших взаимоотношений, а еще хуже - к тяжелому неврозу.
Все обучение щенка этого возраста должно идти на игре, на положительном подкреплении. Отрицательно подкрепить единственно "плохую" команду "фу" можно рывком за шкирку (как дернула бы щенка мать), шлепком газетой, свистком или просто "зверской" интонацией. Разумеется, делать щенку выговор или напоминать ему о приличиях глупо - он вряд ли что-то поймет. Но, если внимательно отнестись к воспитанию, он усвоит определенную систему "вето", став постарше. Пока он мал, запрещение относится только к данной вещи в данный момент времени ("этот сапог сейчас грызть нельзя, но завтра тот ботинок, наверное, можно?").
Если подвести итог, то можно сказать, что воспитание щенка в этот период сводится к закреплению желательного поведения и предотвращению появления нежелательного (например, если не давать щенку подбирать отбросы, став взрослым, он вряд ли это будет делать).
Другая проблема этого возраста в том, что щенок должен воспринять как общество себе подобных общество собак. Многие владельцы, оберегая щенка от инфекций, не выводят его на улицу аж до полугода. Конечно, жизнь своей собаке они сохраняют, но воспитывают совершенно морального урода, который либо боится всех собак, либо затевает драку даже с представителями противоположного пола. Если такая собака и обладает от природы добрым нравом, она не понимает "собачьего языка" - поз, телодвижений, ритуалов, и тем самым провоцирует агрессивное отношение к себе.
Обычно владелец такого пса-изгоя обижается на всех и вся и водит собаку на поводке, обрекая ее на дальнейшее одиночество. Мало того, у таких собак сильно нарушено половое и материнское поведение, что, естественно, создает свои проблемы. Поэтому нужно постараться либо подобрать постоянное общество собак (хотя бы одной), в котором минимален риск заразиться, либо как можно быстрее поставить прививки.
Еще одна необходимость для растущего щенка - игра. Это очень серьезное занятие, в процессе которого щенок, с одной стороны, тренирует свое тело и физически развивается, а с другой - обыгрывает все ситуации, которые могут с ним произойти в дальнейшем.
Часто от владельцев приходится слышать: "он у нас всю семью кусает, начинаешь его отгонять - не реагирует, ударишь - он еще злее, что из него вырастет, если уже сейчас хозяев не слушает?" Ну, во-первых, у человека и собаки на слово "хозяин" взгляд разный. Для щенка хозяин - это родитель в детстве и член стаи в дальнейшем. И, кусаясь, он не проявляет непочтения к хозяину, а на члене своей стаи отрабатывает ситуацию драки с нарушителем. А поскольку порог болевой чувствительности у человека и собаки разный, щенок не догадывается, что причиняет вам боль, да и сам от вашего удара не чувствует никакого дискомфорта, а только раззадоривается. Нет ничего плохого, если вы поиграете со щенком, поможете ему "победить", обрести уверенность. А доказывать, что вы хозяин, вам придется потом, в недалеком будущем.
Довольно глупо злить маленького щенка, поскольку истинное активно-оборонительное поведение проявляется у собак только с началом полового созревания, а усердие ретивых хозяев может привести разве что к стрессу, когда щенок, не могущий дать достойный отпор, впадает в истерику.
Итак, наша роль в воспитании щенка до 3-4 месяцев:
1. Дать возможность щенку полноценно общаться с сородичами (как со сверстниками, так и со взрослыми).
2. Как можно чаще и продуктивнее общаться со щенком самому и членам вашей семьи.
3. Удовлетворить потребность щенка в игре (с собаками, с человеком, с котенком).
4. Разнообразить места прогулок щенка (улицы, парк, транспорт и т. д.).
5. Поощрять за желательные формы поведения и предотвращать возможность появления нежелательных (спрячьте обувь, парфюмерию, книги, дайте щенку мячик, кости, палочки).
6. Не формируйте нежелательных привычек сами (не оставляйте не предназначенную щенку пищу в пределах его досягаемости, не предлагайте ему спать в своей кровати, изолируйте щенка на момент открывания входной двери). Тогда ваша собака не будет красть со стола, спать на кровати и сбивать с ног каждого входящего.
Помните: любое живое существо, в том числе и человек, воспринимает как естественные и правильные те условия, в которых прошло его детство. Разубедить в этом никого не удается.
Ольга БАРАКОВА,инструктор РКФ.